Архитектурный дизайн, включая освещение, играет важную роль в создании комфортных и безопасных пешеходных дорожек в природных зонах. Правильное освещение способствует не только улучшению визуального восприятия, но и поддержанию гармонии с природной средой.
Восстановление связи человека с природой через "бережное" искусственное освещение является основной темой статьи архитектора Майры Коронел (Mayra Coronel). В статье рассматриваются ключевые аспекты проектирования освещения для пешеходных дорожек в природных зонах с учетом экологических и социальных факторов.
Многочисленные природные ландшафты привлекают посетителей и любителей природы своей красотой, но они также обладают значительной экологической ценностью. Важно понимать, что существует хрупкий баланс, который позволяет сочетать все это, и особенно ночью, это становится еще более сложной задачей, так как необходимо интегрировать искусственное освещение в природную среду с хирургической точностью.
Ночное искусственное освещение всегда оказывает негативное воздействие на биологические экосистемы, для обитающих там видов это является агрессией, которая не должна ставить под угрозу их развитие. Мы достаточно разумны, чтобы минимизировать использование света ночью, что позволит нам сохранять связь с природным миром.
Cвязь между человеком и природой является фундаментальной. Взаимодействие с морем, озерами или лесами способствует нашему чувству отключения и спокойствия.
Благодаря прогулкам и остановкам для созерцания природы и общения с ней мы можем получить много индивидуальных и общественных выгод в ментальном, социальном, экологическом и экономическом аспектах (Maller, Townsend, Pryor, Brown, & St Leger, 2006).
Именно поэтому освещение этих пространств и точек наблюдения за природными ландшафтами представляет собой очень важный аспект, который нужно учитывать.
Каждое дизайнерское решение напрямую влияет на восприятие пространства и его окружение. Кроме того, необходимо учитывать не только пользователей, но и биологическое разнообразие, которое может быть затронуто, если проектирование не будет учитывать всех участников данного места.
Видение и освещение
Процесс зрения начинается в глазу получая стимулы, и завершается в мозгу интерпретации информации. Процесс видения начинается в глазу с получения стимулов и завершается в мозге, интерпретирующем информацию, переводя ее в форму, размер, текстуру, глубину, движение и положение. В результате мозг интерпретирует информацию, преобразуя ее в форму, размер, текстуру, глубину, движение и положение. (Moyer, 2013, p. 13).
Анализ окружения
Природный ландшафт предлагает множество элементов, способных стимулировать наше зрение в позитивном ключе. Поэтому правильное освещение играет первостепенную роль. Надлежащее освещение способствует восприятию всех его элементов.
Прежде чем освещать отдельные зоны, необходимо определить, сколько света требуется для их подсветки. При этом следует учитывать цели, которые должны быть достигнуты в конечном проекте.
Подходы
Многие из этих рекомендаций связаны с дизайном общественных пространств. Поэтому с самого начала важно определить наши проектные намерения, помня о том, что эти решения повлияют на сенсорный опыт пользователей.
Во время экскурсий мы не можем избежать созерцания природного ландшафта. Поэтому очень важно учитывать биоразнообразие окружающей среды и планировать с уважением к естественной среде обитания. Предпочтительно создавать сооружения, которые гармонично вписываются в ландшафт.
Безопасность
Освещенные пространства часто ассоциируются с безопасностью. Правильное освещение троп и дорожек уверенно ведет пользователя, что способствует продолжению прогулки и исследованию местности.
Идентичность
Творческое взаимодействие с природными ландшафтами может усилить идентичность людей с местом. При правильном управлении это также способствует устойчивому туризму на данной территории.
Стратегии освещения: подход к организации света
Человеческий глаз всегда привлекает к самому яркому свету в поле зрения. Это свойство можно использовать дизайнерами для выделения определенных зон или элементов ландшафта (см. Moyer, 2013, стр. 16).
Для комфортного восприятия человеком, дизайн освещения должен сосуществовать с природным ландшафтом и восприниматься как единое целое. Переходы между сценами пространства должны быть постепенными, без резких изменений, чтобы избежать бликов.
Освещение пешеходной дорожки
Пешеходная дорожка является основным элементом ансамбля, и ее правильное освещение имеет большое значение. Восприятие непрерывного света способствует визуальному комфорту, сопровождая пользователя в безопасном и комфортном путешествии. Для достижения этой цели существуют следующие варианты:
- Чередующееся освещение. Светильники могут быть размещены по обеим сторонам маршрута, перемежаясь с интервалом примерно в два метра друг от друга, чтобы создать равномерную освещенность.
- Непрерывное освещение. Если необходимо улучшить визуальный контроль, расстояние между светильниками может быть сокращено. Светильники могут быть прикреплены к пешеходному мосту или на опорных элементах, таких как перила, направляя свет на поверхность дорожки.
- Дополняющие элементы. Растительность, статуи и другие декоративные элементы также играют важную роль. Игра света и тени с этими элементами влияет на визуальное восприятие пользователя. В зависимости от желания, прямой или непрямой свет может быть использован для акцентирования особенностей, таких как текстура, силуэт или цвет.
Источники энергии
Как мы можем предположить, для работы этих установок необходимо обеспечить их энергоснабжением. Поскольку речь идет о природной среде, предпочтительнее выбирать источники энергии, которые могут использовать ресурсы местности. К таким возобновляемым источникам энергии относятся: солнечная энергия, энергия приливов и отливов, энергия ветра, биомасса и геотермальная энергия.
Если солнечная энергия доступна большую часть года на участке, этот вариант может быть идеальным. Важно учитывать правильное расположение солнечных панелей, избегая участков с растительностью, которая может мешать поглощению энергии. Следует помнить, что солнечные панели требуют периодического обслуживания.
Примеры
1. Uyuni Kachi Lodge
Расположенный на соляных плато Уюни в Боливии, Uyuni Kachi Lodge был построен компанией Amazing Escapes в 2019 году. Комплекс состоит из шести куполов с номерами, соединённых внешней деревянной дорожкой.
Вся инфраструктура интегрирована в соляную плоскость, не нарушая природную гармонию. Благодаря умело подобранному освещению, лодж идеально вписывается в центр соляной пустыни.
Осветительные приборы не конкурируют с естественным окружением и звёздным небом, которое становится главным акцентом в ночное время. Энергия для освещения поступает от солнечных батарей.
2. Школа Макоко
Плавучая школа на озере Цзиньчэн в Чэнду, Китай, была разработана архитектором Кунле Адееми и его командой NLE в 2013 году.
Треугольная деревянная конструкция расположена в непосредственной близости от городской среды, но стоит на воде. Путь к учебным классам непрерывный и удобный. Освещение, важное для безопасности, гармонично вписано в окружающую среду.
3. Парк "Красная лента"
Этот проект, расположенный в парке Циньхуандао, занимает площадь около 200 000 м2 и представляет собой уникальное сочетание естественного рельефа и местной растительности. Разработанный архитектором Turenscape в 2007 году, парк способствует развитию среды обитания различных видов.
Проект включает большую деревянную аллею с пятью палубами для общественных собраний. Освещение внутри выполнено с использованием красного стекла, создавая эффект изогнутой красной ленты, пронизанной растительностью.
4. Ресторан "Дом на желтом дереве"
Построенный в лесу к северу от Окленда, Новая Зеландия, в 2009 году, этот ресторан был спроектирован архитекторами Pacific Environments.
Деревянная конструкция напоминает домик на дереве и доступна через 60-метровую пешеходную дорожку. Ночные светодиодные светильники, встроенные в деревянные планки пола пешеходного моста, создают ненавязчивое освещение.
5. Железное кольцо
Проект архитекторов Джорджа Кинга стал победителем конкурса, посвящённого валлийским легендам. Эта стальная скульптура напоминает гигантское кольцо, частично закопанное в землю с одной стороны и выступающее с другой, символизируя неустойчивость короны.
Расположенная на берегу реки, скульптура благодаря своему масштабу и местоположению становится узнаваемым ориентиром. Светодиодная подсветка, встроенная в желобки конструкции, придаёт ей впечатляющий вид ночью. Внутри кольца расположен резной маршрут для посетителей, добавляющий интерактивный элемент.
Выводы
Отношение человека к природе способствует правильному развитию окружающей среды. Это влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье человека. От нас зависит сохранение природы, поэтому мы должны действовать так, чтобы уважать природные ландшафты, которые являются домом для различных экосистем.
Правильное освещение важно для актеров, участвующих в экскурсиях. Оно обеспечивает приятные впечатления и укрепляет связь с природой.
При проектировании освещения следует учитывать существующие элементы, чтобы не нарушать природный ландшафт. Предварительное картирование поможет определить масштаб и цели проекта.
Выбор источника энергии для системы освещения также важен. В условиях изменения климата использование возобновляемых источников энергии становится необходимостью. Однако важно провести анализ соотношения последствий и выгод, чтобы выбрать наилучший вариант.
Наконец, многие маршруты нуждаются в освещении для создания безопасных и удобных пространств. Однако мы также должны задаться вопросом, действительно ли это место нуждается во вмешательстве, чтобы не нарушить экосистемы до степени исчезновения. Тщательный анализ окружающей среды поможет нам принять правильное решение.
Источники
1. Eiter, S., Roth, M., Centeri, C., Frantal, B., Buchecker, M., Karan, I., Schmitz, S., Rohner, S., Kruse, A., & others. (2018).
2. Renewable Energy and Landscape Quality. Jovis Verlag GmbH. Maller, C., Townsend, M., Pryor, A., Brown, P., & St Leger, L. (2006).
3. Healthy nature healthy people: 'contact with nature' as an upstream health promotion intervention for populations. Health Promotion International, 21(1), 45–54. Moyer, J. L. (2013).
4. The landscape lighting book (Third Edit). New York: J. Wiley.