Русский инженер-электрик и изобретатель Александр Николаевич Лодыгин родился в 18 октября 1847 года. Он так и не добился славы, хотя и запатентовал свою лампочку за пять лет до Томаса Эдисона.
Александр Николаевич Лодыгин (1847 - 1923)
Самый важный предшественник Эдисона
В своих мемуарах Фрэнсис Джел, бывший помощник Томаса Эдисона, упоминает Лодыгина как самого важного его предшественника: «Лампа, которую Лодыгин разработал в 1873 году, была «лучшей лампой, которая когда-либо существовала».
Действительно, лампа Лодыгина привлекала внимание как в России, так и за рубежом. После публичной демонстрации своего изобретения 7 августа 1873 г. в Петербургском технологическом институте и после опытного освещения улиц и корабля изобретатель в 1874 году получил значительную денежную премию от Академии наук.
Лампа Лодыгина горела всего 30 минут, чего хватило для демонстрации, но было недостаточно для практического использования.
Нужно отметить, что Александр Лодыгин разработал свою лампочку не единолично. В проекте также участвовали банкир С.А. Козлов и его сотрудник С.В. Конн (поэтому в XIX веке лампу Лодыгина часто называли лампой Козлова или Конна). С их помощью было основано небольшое акционерное общество (товарищество), где кроме Лодыгина работали его ровесники В. Ф. Дидрихсон и Н. П. Булыгин.
Первоначальная простая конструкция лампы — горизонтально размещенный угольный стержень в стеклянной (не вакуумной) колбе — постепенно видоизменялась.
Чтобы продлить срок службы, Лодыгин использовал два угольных стержня, благодаря которым лампа, теперь уже стеклянная, горела два часа. Данных о световом потоке этой лампы нет.
Одна из первых конструкций лампочек Лодыгина
Другой, улучшенный вариант был реализован Василием Дидрихсоном. Его лампа (под названием лампы Конна) горела дольше, но была еще сложнее и менее удобна для практики, чем уже использовавшиеся в то время дуговые лампы.
Попытки внедрить лампу накаливания на военных подводных лодках также не увенчались успехом. Поэтому Козлов уехал за границу, а когда вскоре после этого умер Конн, компания распалась.
Однако Лодыгин не сдавался и пытался продвигать свои идеи как во Франции, так и в США, однако в этом он нигде не преуспел.
Главная заслуга Александра Лодыгина заключалась в том, что через довольно долгое время он оживил, казалось бы, нерабочую идею создания лампы с тлеющей нитью накала.
Между 1841 и 1862 годами было выдано в общей сложности шесть патентов на лампу такого типа, но затем ни одного в течение десяти лет, поскольку будущее электрического освещения видели только в дуговых лампах.
Идеи Лодыгина относительно того, почему электрическая лампа накаливания все же предпочтительнее дуговой, были в основном правильными. Это позднее понял и Эдисон. Однако при реализации Лодыгин недооценил влияние идеального вакуума на время жизни раскаленного углерода, а кроме того, как и его предшественники, использовал для отжига относительно толстые (от 1,5 до 1,75 мм) углеродные стержни.
Его лампа все еще была низкоомной и только Эдисон придумал лампу с большим сопротивлением.
Лампа Лодыгина с несколькими постепенно включающимися элементами накаливания
В 1890 году Лодыгин, уже работая в США, сделал еще одно важное изобретение — он создал лампу с молибденовой нитью накаливания, а немного позже предложил использовать для нити накаливания вольфрам.
Другие изобретения Александра Лодыгина включают в себя многочисленные инновационные электрические устройства, в том числе обогреватели, дыхательные аппараты для подводного плавания, в которых кислород получали электролизом воды, и электрические печи для плавки металлов.
Оригинальная электрическая лампа накаливания Александра Лодыгина из собрания Политехнического музея
Таинственный патент № 1619
В большинстве исторических публикаций, касающихся Александра Лодыгина, можно прочитать, что он получил российский патент на свое изобретение в 1874 г. под номером 1619. Однако ни в одном произведении того времени этот патент не находится. Возможно, что изобретенная им лампа так и не была зарегистрирована.
Странно и то, что даже музей Лодыгиной, который находится в российском городе Тамбове, расположенном к юго-востоку от Москвы, не имеет патента на иллюстрированную лампу. В музее есть только первая страница патента, буквально «Привилегия», и то в трудночитаемом состоянии.
Из текста следует, что патент был подан 10 октября 1872 года от имени всей компании и что соответствующее изображение находится на следующей странице. Число 1619 нигде не упоминается.
Малочисленность документов о Лодыгине в России, вероятно, связана с тем, что изобретатель увез свой личный архив в Америку.
В книге русского историка М. А. Шателена "Русские электротехники второй половины XIX в. века" 1953 года можно найти обширный раздел о Лодыгине, а в 1989 г. в Москве вышла подробная биография Лодыгина Людмилы Жуковой.
Однако соответствующее изображение из упомянутого патента не фигурировало ни в одной работе.
Современные русские патриоты объясняют неудачу Лодыгина просто: «Изобретатель был так занят, что ему некогда было бороться за свое первенство».
Книга про Александра Лодыгина
От русского офицера до американского пенсионера
Лодыгин происходил из зажиточной семьи, проживающей в селе Стеньшино под Тамбовом. Подобно своему ровеснику Яблочкову или немецкому изобретателю и предпринимателю Сименсу, он вошел в историю электротехники не как выпускник университета, а как офицер.
Уже в 1859 году, двенадцатилетним, он был принят в Тамбовское юнкерское училище. Дальнейшее военное образование получил в военных академиях в Воронеже и Москве. Он оставался в армии унтер-офицером до 1868 года.
В 1870 году он построил электростанцию и заинтересовался электрическим освещением. Затем он работал в Санкт-Петербурге, где также разработал свою лампу и подал заявку на патент в конце 1872 года.
В 1884 году переехал в Париж. Через четыре года, т. е. в 1888 году, он уехал в США, где работал в компании «Westinghouse». В 1894 году он уже снова был в Париже, где через год женился. Его жена немкой.
С 1900 по 1905 год Лодыгин жил в США, где работал инженером и химиком. Однако в 1907 году он вернулся в Россию. Здесь же он выступил на Менделеевском съезде как представитель американских электрохимиков (хотя в то время он еще не был американским гражданином).
Он окончательно уехал из России в революционный 1917 год, а когда коммунисты победили в Петербурге, стал американским гражданином.
Лодыгин «по состоянию здоровья» отказался вернуться в родную страну, куда позднее пригласил его Ленин для осуществления своего плана электрификации России. Он жил в Нью-Йорке, где и умер 16 марта 1923 года.
Его смерть не была замечена в России, если не считать небольшой заметки в журнале "Электричество".
Александр Николаевич Лодыгин стали считать известным русским изобретателем лампы накаливания только во время правления Сталина в 1950-х годах. Тогда же в его честь была выпущена почтовая марка.
Позже именем Лодыгина был назван и один лунный кратер, но он находится на обратной стороне Луны и поэтому не виден с Земли.
Как и у всех неудачливых предшественников Эдисона, попытки Лодыгина не были бесполезными, так как они хотя бы указывали направление, в котором должно идти дальнейшее развитие.
Александр Лодыгин в возрасте 65 лет на почтовой марке СССР 1951 года: «Выдающийся русский ученый, электрик, изобретатель первой в мире электрической лампочки».