Мы не знаем, кому и когда впервые пришла в голову мысль использовать электричество в музыкальных целях. Мы не знаем, кто был автором первой электромузыкальной конструкции. Известно лишь, что как только ученые и инженеры получили в свои руки новый вид энергии — электричество, они начали задумываться над возможными путями ее применения: в технике, в научных исследованиях, в искусстве.
Сегодня нельзя представить себе музыкальную жизнь без электрогитары, электрооргана, без электронного синтезатора и сочетание слов электричество и музыка давно уже стало естественным и привычным, но так было не всегда.
Электрический клавесин в Национальной библиотеке Франции в Париже — сичтается первым электроинструментом в мире
Первый в мире электронный инструмент - с 1753 года
Чешского изобретателя, священнослужителя и музыканта Прокопа Дивиша (1698 — 1765) называют европейским Франклином. Главный труд его жизни посвящен изучению атмосферного электричества.
Прокоп Дивиш родился в 1698 году в с. Хелвиковице у Жамберка, недалеко от Градец-Кралова в семье барщинника (крепостного), следовательно, находился на низшей ступени социального происхождения. В 18 лет он ушел в монастырь, а в 1726-м году принял сан священника. Прокоп — его монашеское имя.
После посвящения в священники он преподавал философию в монастырской школе в Лоуке. Три года спустя стал профессором философии, от своих предшественников отличался главным образом тем, что сопровождал свои лекции по физике показом различных опытов.
Главным образом, Прокоп Дивиш известен тем, что в 1754 году построил первый в Европе молниеотвод сконструированный им, по всей видимости, совершенно независимо от Б. Франклина (смотрите - История создания молниеотвода).
Дивиш предвидел практическое значение электричества и старался найти способ применять его для пользы людей. Он обратился к медицине и занялся электротерапией. У себя дома он устроил бесплатную клинику, лечил (и как утверждают современники ученого, не без успеха) людей, страдавших ревматическими болями.
Работы исследователя из небольшого моравского города Пржиметице принесли их автору европейскую известность. Он состоял в переписке с крупнейшими учеными своего времени.
Прославился Дивиш также своим оригинальным музыкальным инструментом, названным «денидор». Самое первое сообщение об этом инструменте относится к 27 февраля 1753 года и содержится в письме евангелийского теолога Этингера Дивишу, которое является ответом на неизвестное письмо Дивиша этому священнику из вюртембергского г. Вайнсберга. Следовательно, работа над инструментом была закончена в начале 1753 года.
Сконструированный Дивишем электрический музыкальный инструмент «денидор» (Denis d'or) также называемый по-чешски «Златый Дивиш», что в переводе с французского означает «золотой Дионис»,— отличался красотой и многообразием звучания.
«Денидор» представлял собой ящиковый струйный инструмент длиной 160 см, шириной 92 см и высотой 128 см с педалью и выступающей клавиатурой.
Все его части скреплялись вращающимися болтами. В нем имелось 790 металлических струн, 14 большей частью сдвоенных регистров, причем во время игры первый регистр звучал полностью, второй — приглушенно, с продолжительным резонансом.
Механика инструмента остроумна, но и проста. Он настраивался легко и быстро (за 45 минут). Из него можно было извлечь звуки арфы, лютни, клавира, курантов, горна (валторны), фагота и кларнета. Электризацией струн у него достигался более полный и чистый звук.
Электрическую машину трения Дивиш изготовил сам и назвал ее «электрум». Он научился измельчать стекло и изготавливать полые стеклянные шары диаметром 20 см. На них он надевал гладкие железные кружочки — коллекторы. Особенностью устройства прибора была подушка трения — деревянная дощечка, обтянутая телячьей кожей.
Электрическая машина трения для электризации тел Прокопа Дивиша
Электрический заряд он получал таким образом: одной рукой с помощью ручки вращал стеклянный шар, а другую в кожаной рукавице прикладывал ладонью к его поверхности. Когда чувствовал на поверхности электрический заряд, то вводил в действие подушечку.
Электрический заряд отводил с помощью железной цепочки в лейденскую банку, причем первоначально конденсатором ему служила дощечка из медной жести, края которой были изолированы воском.
Лейденская банка Дивиша представляла собой цилиндрический стеклянный сосуд высотой 32 см, а объемом около 4 л. Диаметр верхней части цилиндра равнялся 13,2 см, а нижней — 11 см. Через центр цилиндра проходит стержень, у дна скрученный в спираль, а верхней частью выступающий за край цилиндра на 11,5 см.
Нижняя часть цилиндра банки заполнялась уплотненными железными опилками, залитыми канифолью, верхняя цепочкой соединялась с электрической машиной трения.
Если учесть факт электризации струн «денидора», то можно определить, что с электричеством Дивиш экспериментировал, когда этот музыкальный инструмент был уже изготовлен. Не исключено, что его давний интерес к музыке привел Дивиша через «денидор» к опытам с электричеством.
Известно, что Прокоп Дивиш научился в совершенстве играть на своем инструменте и обучил этому искусству нескольких органистов.
Сведения о «денидоре» дошли до прусского принца Генриха, он захотел купить инструмент. Но этому помешала смерть Дивиша. Как он сам писал в 1762 году, Дивиш работал над созданием второго «денидора».
Мемориальная доска Прокопа Дивиша работы Яна Томаша Фишера (1912 – 1957) в бывшей иезуитской гимназии на Езуитской площади в Зноймо
После смерти Дивиша «денидор» попал в Луокское аббатство, где умели играть на нем. С закрытием монастыря в 1784 г. «золотой Дивиш» был перевезен в Вену и долго хранился без употребления в императорском дворце.
Наконец в Вене появляется бывший органист Луокского собора Норберт Визер. Он хорошо владел инструментом и часто играл на нем, принимая участие в дворцовых концертах. В награду за мастерство император Иосиф II подарил Визеру «денидор».
Затем он стал его владельцем, путешествовал с ним по Австро-Венгрии и хорошо зарабатывал игрой на нем. В последнее время Визер концертировал в Прешпурке (ныне Братислава), где теряются следы денидора и его хозяина. С тех пор судьба «денидора» неизвестна.
Электрический клавесин
Одним из ученых, с чьими именами связано создание первых электрических музыкальных инструментов, был француз Жан-Батист де Лаборд (Делаборде, Jean-Baptiste Thillaye Delaborde) (1730 — 1777), обладавший глубокими и обширными для своего времени познаниями в области математики и физики.
В ту пору научный мир Франции, как и других европейских стран, был увлечен изучением электричества. Жан-Батист де Лаборд мечтал создать теорию, объясняющую электрические явления.
Этой цели он подчинил все свои опыты и в том числе работы над конструкцией необычного клавесина, действовавшего с помощью электростатических сил. Конструкцию инструмента де Лаборд описал в своем основном труде 1759 года: «Электрический клавесин с новой теорией механизма и феномена электричества».
Основу конструкции клавесина составляли подвешенные в ряд колокольчики. Каждой паре колокольчиков с висевшим между ними молоточком соответствовала определенная высота тона. На колокольчики подавался получаемый с помощью трения электрический заряд.
Нажатие на соответствующую клавишу заземляло один из колокольчиков и отключало его от источника заряда. Так что молоточек приходил в движение, притягивался к заряженному колокольчику, бил по нему, заряжался, бил затем по второму колокольчику, отдавая ему заряд, и так до тех пор пока нажата клавиша. Эффект звучания усиливался благодаря использованию органных трубок.
По утверждению де Лаборда на его инструменте можно было играть как на обычном клавесине или органе. Особое впечатление инструмент производил в темноте — красочным фейерверком сыпались из него искры.
Множество людей приходило к де Лаборду послушать звучание необычного клавесина. В прессе печатались благосклонные и даже восторженные отзывы об изобретении.
Не обошлось, впрочем, и без недоброжелателей. Де Лаборда обвинили в том, что он позаимствовал идею конструкции у умершего незадолго до этого времени Луи-Бертрана Кастеля, ученого тридцать лет своей жизни посвятившего занятиям цветомузыкой. Были ли у Кастеля на самом деле идеи использования электричества для создания музыкальных инструментов неизвестно, во всяком случае, на практике ничего подобного он не осуществил.
Итак, уже более двухсот лет назад, когда наука об электричестве еще только делала первые робкие шаги, любители музыки имели возможность наслаждаться диковинным звучанием инструментов далекого будущего.
Магнитный клавесин
Clavecin Magnetique был одним из первых акустических инструментов, работавших на магнитном притяжении. Этот инструмент стал результатом экспериментального исследования природы магнетизма и электричества - очень модного в то время - аббатом Бертолоном де Сен-Лазаром (1741–1800), священником-иезуитом, математиком и естествоиспытателем из Монпелье во Франции.
Магнитный клавесин аббата Бертолона — около 1780 г
Изобретение Бертолона было простым инструментом, который издавал звуки, привлекая металлические колокола для ударов настроенных колокольчиков, поднимая и опуская магниты, управляемые клавиатурой.
Бертолон написал и опубликовал множество книг, посвященных явлениям электричества и магнетизма и их потенциальному медицинскому применению.
В «Du Clavecin magnetique» (Париж, 1789) Бертолон сослался и хвалил два других клавишных инструмента, оказавших влияние на его дизайн - «Электрический клавесин» Жан-Батиста де Лаборда (Франция, 1759 г.) и «Цветной орган» Луи Бертрана Кастеля (Париж, Франция, 1725 г.)
Музыкальный аппарат инженера Поленова
Многие ученые, высоко ценившие работы выдающегося русского металлурга Константина Поленова (1835 — 1908), лишь неодобрительно пожимали плечами, узнав о том, что исследователь серьезно занимается каким-то там «мелодромом».
К. П. Поленов руководил Нижнесалдинским горным заводом на Урале, где ввел множество замечательнейших усовершенствований. Ученый работал и над практическим применением электричества.
Возможно, что роль К. П. Поленова в исследованиях электричества недооценивалась. Так, существовало предположение, что еще до Яблочкова он придумал электрическое освещение, и на Салдинской конторе в Пермской губернии еще в семидесятых годах по вечерам зажигался электрический фонарь,— тогда их не было ни в одном из европейских городов. Об этом упоминалось в брошюре, посвященной памяти Поленова, изданной в 1908 г.
Из этой же брошюры мы узнаем, что «Много лет работал К. П. Поленов над применением электричества к музыкальным инструментам, и изобретенный им прибор мелодром дает возможность каждому, с помощью особых нот, играть на фисгармонии, без всякого предварительного обучения. Мелодром был любимым изобретением Константина Павловича и он не переставал его усовершенствовать до конца жизни».
Однако «мелодром» Поленова — эта своеобразная электрическая фисгармония XIX века, прибор, о котором, кстати сказать, мы почти ничего не знаем, кроме беглых архивных упоминаний, остался для современников ученого не более, чем забавой, курьезом. Так же, как когда-то «денидор» чешского ученого Прокопа Дивиша.
В отличии от легендарного изобретения Дивиша, дошедшедшего до нас только в описаниях из старых документов, рабочая модель электрического клавесина де Лаборда 1759 года находится в Национальной библиотеке Франции в Париже. Возможно именно поэтому электрический клавесин де Лаборда считается первым электромузыкальным инструментом в истории.