В октябре 1832 г. на пакетботе «Сюлли», совершавшем регулярные рейсы между Гавром и Нью-Йорком, собралось довольно разнообразное общество пассажиров, многие из которых живо интересовались всевозможными научными и техническими вопросами. Среди них находились двое американцев: малоизвестный художник Сэмюэл Морзе и врач Чарльз Джексон.
Морзе возвращался на родину после трехлетней стажировки в жанре исторической живописи. Что касается Джексона, то он ненадолго приезжал в Париж слушать курс лекций известного тогда физика Пулье об электромагнетизме. Электромагнитные явления, бывшие еще новинкой, настолько занимали воображение молодого врача, что он не удержался и рассказал своим случайным попутчикам об их чудесных свойствах.
Сэмюэл Морзе (1791 - 1872). Фотография сделана Мэтью Брэди в 1857 году.
С особым вниманием к рассказам Джексона отнесся Морзе. Под влиянием услышанного у него возникла мысль об устройстве электромагнитного телеграфа, способного мгновенно передавать сигналы на огромные расстояния.
Сразу по прибытии в Нью-Йорк он начал деятельно работать над своей идеей и спустя три года продемонстрировал нью-йоркской публике первую модель телеграфного аппарата.
Между тем начали приходить все более частые сообщения об успехах, достигнутых в области электротелеграфии немцами Вильгельмом Вебером, Карлом Гауссом и другими европейскими учеными.
Морзе внимательно изучал эти известия и продолжал упорно работать над своим аппаратом, несмотря на то, что он уже получил признание как художник, стал профессором живописи и даже первым президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке.
Первый электрический телеграф
4 октября 1837 г. в здании Нью-Йоркского университета Морзе выставил перед публикой вполне совершенный электротелеграфный аппарат. Однако приходящие депеши так трудно поддавались расшифровке, что прочитать их мог лишь сам изобретатель.
Эта временная неудача не остановила Морзе: не прошло и пяти месяцев, как аппарат был доработан, а главное, за это время Морзе изобрел свою знаменитую составленную из комбинаций точек и тире азбуку, которая по сей день широко применяется в практике.
Достигнув, наконец, желаемого успеха, изобретатель однако еще долгих пять лет добивался согласия конгресса Соединенных Штатов на финансирование строительства телеграфной линии.
Лишь в начале 1844 г. конгрессмены 89 голосами против 83 приняли положительное решение, и Морзе тотчас же приступил к работе.
Вначале строители пытались прокладывать многожильный подземный кабель, заключенный в свинцовую трубу. Для этого инженером Эзрой Корнеллом был даже сконструирован первый в мире кабелеукладчик — специальный плуг, который рыл траншею, укладывал в нее кабель и закапывал его.
Однако подземная прокладка линии оказалась ненадежной. Тогда провода начали подвешивать на столбах. Изоляторами служили бутылочные горлышки (причем острословы утверждали, что использовались исключительно бутылки из-под виски).
По всей видимости, недостатка в изоляторах не было, темпы строительства нарастали, и к концу мая 1844 г. первая в мире телеграфная линия общественного пользования, оборудованная аппаратами Морзе, связала столицу США Вашингтон с расположенным в шестидесяти километрах от нее городом Балтимор. А вскоре телеграфные провода покрыли густой сетью всю страну.
Схема телеграфа Морзе
Азбука Морзе
Кодовая система, разработанная Морзе и его помощником Альфредом Вейлом, охватывала все буквы английского алфавита и позволяла просто передавать сложные сообщения по телеграфным линиям.
Ключевым моментом Морзе при построении кода было рассмотрение того, как часто каждая буква используется в английском языке. Наиболее часто используемые буквы имеют более короткие символы. Так, например, буква «E», которая в английском языке встречается чаще всего, обозначается одной «точкой».
Код Морзе устроен таким образом, что человек может понять его без специального декодера. В экстренной ситуации это делает его универсальным средством связи.
Первое сообщение, отправленное точками и черточками азбуки Морзе на большое расстояние, было отправлено из Вашингтона в Балтимор в пятницу, 24 мая 1844 года.
Конверт с почтовой маркой 1940 года из серии "Великие американцы"
Американская почтовая марка и конверт первого дня 1944 года, посвященный 100-летию первого сообщения отправленного азбукой Морзе
В 1848 г. электротелеграфная связь была введена между германскими городами Гамбургом и Куксхавеном. Спустя три года вступила в строй первая телеграфная линия в России, связавшая Москву и Петербург, а к концу столетия не осталось ни одного сколько-нибудь значительного европейского города, из которого не протянулась бы ко всему остальному миру проволока электрического телеграфа.
Использование азбуки Морзе в первой половине XX века (к 1890 году азбука Морзе уже широко использовалась в радиосвязи)
Сравнительно недолго оставались непреодолимым препятствием для телеграфа и водные преграды. Первый подводный кабель, как и следовало ожидать, был проложен по дну Ла-Манша 25 сентября 1851 г. Он связал Великобританию с Францией.
В течение последующих трех лет «туманный Альбион» был соединен подводными телеграфными кабелями с Ирландией, Бельгией, Германией и Голландией.
В 1854 г. была установлена связь между средиземноморскими островами Сардинией и Корсикой, а затем телеграфный кабель достиг Апеннинского полуострова, соединив эти острова с континентом. На повестку дня вплотную стал вопрос о покорении Атлантики.
Начиная с 1857 г., четыре попытки проложить трансатлантический телеграфный кабель кончались неудачей, и, наконец, в 1866 г. экспедиция на знаменитом левиафане того времени, гигантском пароходе «Грейт Истерн» увенчалась успехом: в течение всего двух недель, с 13 по 27 июля первая телеграфная линия была проложена между западным побережьем Ирландии и канадским островом Ньюфаундленд.
Соединение кабеля (после первой аварии) на борту «Great Eastern» 25 июля 1865 года. Цветная репродукция, Национальный морской музей, Гринвич, Лондон
Даже в самых сокровенных мечтах Сэмюэл Морзе не смел надеяться на столь триумфальное шествие своего детища. На долю изобретателя выпала редкая удача — лично увидеть всеобщее и неоспоримое признание своих заслуг и даже памятник, поставленный в Центральном парке Нью-Йорка.
Статуя Сэмюэля Морзе работы Байрона М. Пикета, Центральный парк Нью-Йорка, 1871 г.
Гораздо менее повезло другому замечательному изобретателю — русскому ученому Павлу Львовичу Шиллингу.
В том же самом октябре 1832 г., когда Морзе на пакетботе «Сюлли» озарила идея создания телеграфного аппарата, аналогичный пригодный для практического применения прибор был уже построен Шиллингом и продемонстрирован петербургской публике. Но, как это часто бывало и с другими изобретениями, несмотря на большой интерес образованного общества к новому прибору, правительство не торопилось с его внедрением.
Только после того, как в сентябре 1835 г. Шиллинг с успехом выступил со своим аппаратом на съезде естествоиспытателей и врачей в Бонне, правительство образовало «Комитет для рассмотрения электромагнитного телеграфа», который поручил Шиллингу устройство телеграфного сообщения между Петергофом и Кронштадтом. Но выполнить эту работу ученый уже не успел: летом 1837 г. он скончался.
Олег Новинский